Гибель подлодки «Курск»: Как это было

Image 16+
Сегодня, 12 августа 2014 года, исполняется 14 лет со дня катастрофы в Баренцевом море, где утонула российская атомная подводная лодка «Курск», на борту которой находилось 118 членов экипажа, в том числе 52 офицера.

На фото: Карта с обозначением места катастрофы

Программа создания АПЛ «Курск» была заложена в 1992 году в рамках военного проекта «Антей». 6 апреля 1993 года лодке присвоили имя «Курск» в честь победы на Курской дуге. Спустя год – в мае 1994 – она была спущена на воду, а 30 декабря принята в эксплуатацию. В 1995 «Курск» зачислили в списки Северного флота.

Технические характеристики АПЛ «Курск»:

- длина 154 м;
- ширина 18,2 м;
- осадка 9 м;
- максимальная глубина погружения – 500 метров;
- корпус из прочной стали;
- 10 отсеков;
- допустимое количество членов экипажа – 130 человек (на момент катастрофы – 118).

На фото: Проект подлодки «Курск».

Силовая установка подлодки состояла из двух атомных реакторов.

Вооружение: противокорабельный ракетный комплекс П-700 гранит, 24 ракеты ЗМ-45, 24 торпеды и мины.

Командир корабля – капитан 1-ого ранга Геннадий Лячин.


На фото: Капитан подлодки «Курск» Геннадий Лячин

10 августа подлодка «Курск отправилась на учения в Баренцевом море. 11 августа она участвовала в торпедной стрельбе, а на 12 августа была запланирована учебная стрельба ракетой. В рамках задания экипаж должен был произвести пуск крылатой ракеты по условному отряду боевых кораблей – авианосцу «Адмиралу Кузнецову» и атомному крейсеру «Петру Великому». Подготовка к учениям началась в 9:40, а сама операция должна была состояться в период с 11:40 до 13:40. Однако большая часть команды до этого времени уже погибла.

На фото: Подлодка «Курск» в первые секунды поднятия со дна моря, где она пролежала больше года.

В частности, известно, что последняя запись в бортовом журнале датирована 11:15 утра.

В 11:28 гидроакустик, работавший на «Петре Великом» услышал мощный подводный хлопок, а корабль при этом сильно встряхнуло. Владимир Касатонов, командир суда, не придал значения этому происшествию, а Вячеслав Попов, командующий Северным флотом, который в тот день находился на борту, напротив – заинтересовался произошедшим. Однако его успокоили, заявив, что это «включилась антенна радиолокационной станции».

На фото: Авиакрейсер «Петр Великий»

Первые признаки понимания того, что случилось необратимое, появились по истечении отведенного для учений времени – АПЛ так и не нанесла ракетный удар.

В 14:50 корабли осмотрели район, в котором должна была находиться подлодка, однако не обнаружили ни ее, ни аварийного буя, который должен был всплыть в случае аварии (в ходе расследования выяснилось, что команда «Курска» не отстегнула буй во время подготовки к учениям – и это было одно из многих нарушений дисциплины и техники безопасности на корабле).

Несмотря на очевидные признаки катастрофы, было решено подождать до 17:00 – в это время капитан подлодки должен был выйти на связь. Однако даже после этого руководство на месте учений не спешило с выводами, и приняло судьбоносное решение подождать до 23:00 – еще одного установленного времени, когда экипаж «Курса» должен был связаться с надводными командами. Когда этого не случилось, в детали случившегося посвятили высшее военное руководство. На тот момент все члены экипажа уже погибли.

Поиски исчезнувшей лодки начались через несколько часов, а в 4:51 утра АПЛ была обнаружена лежащей на дне на глубине в 108 метров.


На фото: Подводная фотография лодки «Курск»

Спасательные работы продолжались вплоть до 22 августа, однако не принесли никакого положительного результата. В эти дни вокруг затонувшей подлодки разгорелся первый скандал – в СМИ просочилась информация о том, что российское военное руководство отказалось от предложенной помощи голландцев, норвежцев и американцев. Свои же неудачи в операции по поднятию лодки со дна Главный штаб МВФ объяснял сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды и креном корпуса упавшей на дно лодки, который достигал 60 градусов.

В то же время, капитан Шолохов, погружавшийся на дно на глубоководном аппарате «Приз», категорически опровергал данные утверждения, заявляя, что течение на дне минимальное, прозрачность на уровне допустимой, а крена нет вовсе.

На фото: Штурман «Курска» капитан-лейтенант Максим Сафонов, одна из последних фотографий моряка на подлодке

В итоге, 20 августа было принято решение о привлечении к спасательным работам норвежских водолазов с судна Seaway Eagle. Всего за сутки они смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк.

Затем к работе присоединились российские водолазы, которые взяли на себя подъем документов и тел погибших подводников. Норвежцам удалось проделать отверстия в 3, 4 и 8 отсеках, которые были обследованы одними из первых.

Стоит отметить, что власти, взявшие расследование этой трагедии на контроль, утверждали, что смогли установить связь с экипажем подлодки. Позже, они уточнили, что речь идет об акустическом контакте – иными словами, гидроакустики на кораблях якобы слышали постукивания, которые приписывались выжившему экипажу. В итоге, это оказалась неправдой, так как на момент обнаружения подлодки все члены экипажа были мертвы.

На фото: Родственники погибших моряков во время операции по подъему подлодки со дна моря

Следствие по этому делу длилось больше двух лет. Официальная версия, с которой согласны большинство экспертов, гласит, что причиной катастрофы послужил взрыв торпеды в торпедном аппарате №4. Боеголовка «Кит», о которой, собственно, идет речь, была начинена пероксидом водорода – веществом, которое не использовалось в большинстве флотов больше 50 лет, но активно применялось в российском оборонном комплексе из-за своей дешевизны. Утечка пероксида стала причиной взрыва. Пожар, возникший в торпедном аппарате, продолжался чуть больше двух минут, и повлек детонацию торпед, находившихся в первом отсеке «Курска». Второй взрыв имел огромную разрушительную силу.

На фото: Уничтоженный взрывом корпус «Курска»

На фото, которыми иллюстрирована эта статья, можно увидеть, насколько разрушительными были его последствия. В частности, на снимке снизу вы видите переборку, которая отделяла первый и второй отсек на 22 метре шпангоута. Силой взрыва ее впечатало в перегородку, разделявшую 2 и 3 отсек на 43 метре шпангоута – иными словами, 2 и 3 просто спрессовало в один. Было установлено, что ударную волну, возникшую в результате второго взрыва, остановила кормовая переборка 5 отсека – ее выгнуло дугой, но целостность сохранилась.

На фото: Общий вид разрушений

Еще одно фото внизу – внутренняя часть подлодки после предварительной расчистки. Вварыши на стенах срезаны взрывом, словно их выскоблили изнутри.

На фото: Видны остатки поперечных настилов и вварыши

Большую часть ракет сорвало с направляющих, что сделало невозможным их извлечение из отсеков. Было принято решение залить боеголовки пеной и вырезать вместе с шахтами.

На фото: Ракета, залитая пеной

Обратите внимание на нижнее фото – это остатки торпед, большая часть которых взорвалась. Эти обломки – приблизительно 20% от общего объема торпед. Их наличие и состояние свидетельствуют в пользу того, что взрыв боеголовок на подлодке – это безоговорочный факт.

На фото: Остатки торпед

Последняя демонстрации мощности взрыва, которая достигла отметки в 8 килотонн – стальной настил толщиной 22 мм (2,2 см), который буквально сложило в гофру. Трудно представить, что произошло с людьми, находившимися поблизости.


На фото: Смятый в «гармошку» 2,2-сантиметровый лист стали

В начале расследования у следствия было сразу несколько версий причин катастрофы, имевших существенные различия. В частности, продолжительное время муссировалась тема торпедного удара, нанесенного американской подводной лодкой «Мемфис», дежурившей в том регионе. Эксперты, склоняющиеся к этой версии, расходятся во мнениях относительно того, что могло послужить причиной атаки американской подлодки на русское судно. Одни говорят, что экипаж американского корабля не знал о запланированных учениях, поэтому заметив приготовления «Курска», который должен был нанести учебный ракетный удар, пошел на опережение, и выпустил торпеду первым. Эта версия не объясняет исчезновение торпед с самого «Курска». Второй вариант истории гласит, что в тот день в море находилось две американских подлодки - «Толедо» и «Мемфис». В какой-то момент «Толедо» столкнулась с «Курском», и экипаж «Мемфиса», увидевший подготовку к запуску ракеты на российском судне, решил, что россияне решили затопить американскую подлодку, поэтому запустил ракету по АПЛ. Однако эта версия также не имеет никаких доказательств.

Еще одна вероятная причина катастрофы – мина времен Второй мировой войны, взрыв которой мог привести к детонации торпед. Однако, специалисты довольно быстро опровергли эту версию, указав на прочностные характеристики АПЛ этого класса.

Помочь понять, что происходило на лодке в тот день, должны были самописцы и бортовые журналы. Однако в ходе обследования лодки было выявлено, что аппаратура магнитофонной записи громкой связи «Снегирь» была отключена, хотя в период подготовки к учениям, а также непосредственно во время выполнения задания, она должна была работать.

Вахтенные журналы, журналы с центрального моста и черновые дневники ситуацию тоже не прояснили – записей об аварийной ситуации на борту в них не было.

По сути, единственный источник информации, который позволил понять, что происходило на борту после взрыва – записка, оставленная одним из 23 военнослужащих, которые оказались запертыми в 9 отсеке подлодки.

На фото: Записка, оставленная Дмитрием Колесниковым

«Здесь темно писать, но на ощупь попробую! Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-ом. Будем пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо! Колесников».

Позже было установлено, что записку оставил Дмитрий Колесников, проходивший службу на «Курске».


На фото: Дмитрий Колесников на «Курске»

Ему и 22 его сослуживцам так и не судилось покинуть 9-ый отсек подлодки живыми.

Эксперты допускают, что гарь и дым, появившиеся в результате взрыва, попали во все отсеки подлодки через систему вентиляции. По предварительным данным, выжившим в 9-ом отсеке удалось прожить не больше 6-7 часов. То есть, они погибли еще до того, как командование дало знать о трагедии высшему руководству.

Операция по подъему подводной лодки со дна началась в 2001 году и осуществлялась благодаря существенной поддержке голландских властей и военных, которые разработали проект по подъему «Курска» с глубины в 108 метров. Требования к технике безопасности были максимально жесткими – никакого крена и дифферента, так как состояние боезапаса, находившегося на борту подлодки, было неизвестным. Кроме того, силовые установки АПЛ – атомные реакторы - были сорваны со своих фундаментов, хотя и не дали течи.

Как бы там ни было, а после извлечения подлодки, спасатели обнаружили тела 115 членов экипажа. Останки троих моряков найти так и не удалось.

На фото: Работа с обломками лодки

Расследование этой катастрофы сопровождалось несколькими скандалами. В частности, возмущение СМИ вызвало поведение высшего руководства страны, а именно президента России Владимира Путина, который продолжал находиться в отпуске, несмотря на чрезвычайное положение в ВМФ. Свой отдых глава государства прервал лишь 17 августа – спустя 5 дней после того, как лодка упала на дно.

Приехав в Видяево, президент встретился с родственниками погибших офицеров. Сразу после этого разгорелся еще один скандал – Путин обвинил телеведущего Сергея Доренко в том, что тот нанял «публику» для митинга, назвав жен погибших офицеров «шлюхами»: «Вы нанимаете шлюх специально. Дали им по 10 долларов, специально, чтобы меня дискредитировать».

На фото: Путин на встрече с родными погибших офицеров

С новой силой скандал вокруг главы государства разгорелся после его интервью, которое он дал легендарному журналисту Ларри Кингу.

Телеведущий спросил президента: «Так что же случилось с подводной лодкой «Курск»?», на что тот с улыбкой ответил – «Она утонула».



Однако, как бы там ни было, а в тот день – 12 августа 2000 года – Россия потеряла 118 своих сыновей. Всего за несколько дней до катастрофы они приняли участие в празднованиях, посвященных дню ВМФ, поклявшись отдать жизнь за свое государство. И всем им пришлось сдержать эту клятву.

На фото: Экипаж подлодки на празднованиях дня ВМФ в России за несколько дней до катастрофы
Поделитесь новостью со своими друзьями!