Астрономы: Черные дыры «просыпаются» только при слиянии галактик

Ученые из университета штата Массачусетс заявили, что сверхмассивные черные дыры в их центрах «просыпаются» и начинают «выплёвывать» разогнанные до околосветовых скоростей джеты, лишь после слияния с иными галактиками. Об этом сообщается в статье, которую опубликовал Astrophysical Journal.

« Галактики имеющие данные джеты, вырабатывают огромное количество излучения в радиоволновом диапазоне. С помощью камеры WFC3 на телескопе «Хаббл», нам удалось обнаружить, что большинство галактик , от которых исходят радиоволны, проходят слияние с иными объектами», — проинформировал Марко Чиабердж из Института космического телескопа в Балтиморе.

Ученые отметили, что слияния галактик не слишком эффективно «будят» черные дыры, заставляя их поглощать материю и выплевывать часть ее в виде релятивистских струй плазмы. Согласно снимкам «Хаббла, примерно 40 процентов галактик, которые прошли слияния, не имеют джеты и связанными с ними «спецэффектами» в радиодиапазоне.

По словам специалистов, причиной этого является то, что для пробуждения сверхмассивных черных дыр нужно не только слияние галактик, но и еще процесс или феномен. Они считают, что формирование джетов более вероятно в том случае, если черная дыра в центре галактики была «раскручена» до высоких скоростей.

Колин Норман, коллега Чиаберджа подчеркнул, что есть 2 причины того, почему слияния галактик могут влиять на поведение черных дыр в их центре. «Во-первых, слияния будут сгонять газ к центру галактики, а это даст черной дыре больше пищи. Второй причиной является то, что происходит слияние не только двух крупных галактик, но и черных дыр в их центрах, которые имеют примерно равную массу, результатом которого является крупная и быстро вращающаяся черная дыра»,- завершил ученый.