Исследователи: Извержение супервулкана может уничтожить человечество

Российские ученые вместе с иностранными коллегами провели исследование, чтобы выяснить, стоит ли ждать в будущем катастрофических извержений вулкана Тоба, подобных тому, что 74 тысячи лет назад уничтожило множество людей. Выводами, сделанными по итогам проделанной работы, исследователи поделились в статье, опубликованной журналом Nature Communications.

Вулкан Тоба привлекает к себе внимание геологов уже давно, ведь он способен оставаться спокойным в геологическом плане, а потом вдруг супермощно извергаться. И эти циклы повторяются. Так порядка 74 тысяч лет назад во время мощнейшего извержения Тобы в атмосферу Земли были выброшены триллионы тонн пород, что вызвало резкое снижение численности крупных млекопитающих, обитающих в тропической зоне. А вот азиатская популяция Homo sapiens тогда и вовсе вымерла, не оставив потомков.

Извержения особой мощности с обычными вулканами случаются редко. Обычно поднимающаяся из недр планеты магма, найдя выход в одном извержении, уже не накапливается с такой скоростью, как прежде. Соответственно вероятность повторения особо мощных извержений снижается.

Но это правило не действует в случае с вулканом Тоба. Чтобы понять почему, международная команда ученых проанализировали барометрические и топографические данные по нему. После их тщательного изучения геологи создали модель устройства резервуаров, по которым материал из мантии поднимается к этому супервулкану. Это помогло специалистам понять, почему Тоба после длительных периодов спокойствия извергается с такой мощностью.

Этот супервулкан расположен над океаническим разломом земной коры. Морская вода в зоне разлома легко попадает в нижние слои земной коры и даже в мантию. Там она подвергается нагреву и снова поднимается вверх. При этом она увлекает с собой часть магмы. Но быстро напрямую пробиться наверх магма не может из-за толстой земной коры, которая наблюдается в этом районе. В связи с этим магма задерживается в промежуточных резервуарах, куда из мантии потом поступают легко испаряемые вещества.

Когда накапливается достаточное количество таких веществ, они расплавляют породы средней и верхней части земной коры, содержащие кремний. Когда количество летучих веществ в поверхностных резервуарах расплавленных пород и их температура достигают критической отметки, происходит «взрыв» перегретых летучих веществ, а вулкан становится своеобразным каналом для «выпуска пара». Поэтому периоды практически полного спокойствия, длящиеся десятки тысяч лет, сменяются супермощными извержениями.

Ученые отмечают, что извержения Тобы не были бы настолько мощными и не имели бы катастрофических последствий, если бы в промежутках между суперизвержениями Тоба выбрасывал часть летучих веществ.

Ученые убеждены, что в ближайшие тысячи лет ждать извержения этого супервулкана не стоит. После последнего суперизвержения прошло еще недостаточно времени, чтобы в резервуарах под вулканом накопилось достаточное количество летучих соединений, которые и делают Тобу таким «взрывоопасным». Тем не менее, накопление этих веществ продолжается, и поэтому, как полагают ученые, Тоба еще миллионы лет будет представлять собой серьезную угрозу человечеству.

Напомним, недавно ученые