Астрономы выявили источник «радиосигналов инопланетян»

Астрономы впервые смогли определить расстояние до той точки, где зарождаются загадочные быстрые радиовспышки, «сигналы инопланетян», которые, как оказалось, возникают в ходе слияния нейтронных звезд в галактике, расположенной в 6 миллиардах световых лет от Земли.

Ученые опубликовали статью в известном научном издании Nature. В материале сказано, что загадочные быстрые радиовспышки, считавшиеся одно время сигналами инопланетян, возникают в галактике в 6 миллиардах световых лет от нас, что говорит об их «космологической», а не инопланетной природе.

«Данное открытие источника является реальным скачком вперед в деле раскрытия природы и происхождения FRB-вспышек. Тем не менее, охота за подобными радио-всплесками продолжается», — прокомментировал открытие астроном Хайно Фальке (Heino Falcke) из университета Неймегена (Нидерланды).

Надо сказать, что впервые о существовании таинственных вспышек радиоизлучения (fast radio-burst, FRB) астрономы заговорили в 2007 году, когда случайно во время наблюдений за радиопульсарами они были открыты при помощи телескопа Паркс (Австралия).

В последующие годы ученым удалось обнаружить следы еще девяти подобных всплесков, сравнение которых показало, что они могут носить искусственное происхождение и даже потенциально быть сигналами внеземных цивилизаций.

Весной этого года ученые выяснили, что источником одной из таких FRB-вспышек была эллиптическая галактика, расположенная в 6 миллиардах световых лет от Млечного Пути, что заставило их заключить, что подобные всплески рождаются в ходе слияния нейтронных звезд или других компактных объектов, превращающихся в черную дыру.

Когда же астрофизики обнаружили, что FRB-вспышки повторяются, это поставило данные теории под сомнение. Ученые нашли повторный всплеск загадочного «радиосигнала инопланетян».

Пауль Шольц (Paul Scholz) из университета Макгилла, который находится в Канаде, и его коллеги, открывшие повторяющиеся «сигналы инопланетян», смогли локализовать их источник, наблюдая за новыми FRB-вспышками в определенной точке, откуда на Землю пришел всплеск FRB 121102, открытый на обсерватории Паркс в 2012 году.

Шольц и его коллеги наблюдали за FRB 121102 при помощи мощнейшего 300-метрового телескопа Аресибо в Пуэрто-Рико и интерферометра VLA, позволяющего определять положение источника с точностью до десятой доли секунды дуги.

В результате, специалистам удалось зафиксировать сразу девять всплесков, исходящих из одной и той же точки и связанных с FRB 121102. Астрономы вычислили расстояние до источника «сигналов инопланетян».

По словам ученых, данный сигнал исходит из созвездия Возничего, из точки, рядом с которой расположено несколько крупных галактик и звездных скоплений в нашей Галактике. При этом сам источник вспышек находится в другом объекте – в тусклой галактике, невидимой для нас в оптическом диапазоне, удаленной от Земли как минимум на 140 миллионов световых лет.

Как показали наблюдения за ней при помощи микроволновых телескопов, звезды в ней почти не формируются, и сама галактика совсем не большая.

Именно эта галактика постоянно излучает в радиодиапазоне, периодически вспыхивая и порождая вспышки, аналогичные FRB 121102.

Природа этого излучения по-прежнему остается непонятной – точечный характер его источника говорит в пользу того, что такие вспышки порождают черные дыры, однако отсутствие рентгеновского излучения в той точке FRB 121102 говорит против этой идеи.

Безусловно, ученые продолжат наблюдения и исследования этих загадочных сигналов.