Ученые: самки стрекоз притворяются мертвыми, чтобы избежать секса

Сотрудники Университета Цюриха выяснили интересный факт – оказалось, что самки стрекоз вида Aeshna juncea, когда хотят избежать полового акта с самцом, притворяются мертвыми. Швейцарским исследователям также удалось разобраться с вопросом, зачем эволюция подарила этим насекомым такой оригинальный способ предотвращения нежелательной близости. Новое исследование было опубликовано в журнале Ecology.

Наблюдая за стрекозами, ученые из Швейцарии заметили, что порой самки, столкнувшись с самцом, намеренным вступить с ними в интимную связь, перестают махать крыльями, падают и некоторое время лежат неподвижно. Когда же готовый к сексу самец скрывается из виду, они поднимаются с земли и как ни в чем не бывало продолжают свой путь.

Исследователи выяснили, что в некоторых случаях половой контакт с агрессивным самцом приводит к травмам и даже смерти стрекоз. Но дальнейшее изучение необычного феномена показало, что самки далеко не всегда отказываются от секса. Специалисты выяснили, что, притворяясь мертвыми, стрекозы стремятся защитить себя. Но при этом в ущерб продолжению своего рода они не действуют.

После того, как самка была оплодотворена и отложила яйца, к ней могут «подкатывать» другие самцы, ищущие партнершу для спаривания, и именно в таких случаях умные насекомые прибегают к необычному защитному механизму – притворяются мертвыми.

Ученые в ходе экспериментов подсчитали, что необычный защитный механизм в 60% случаев действительно помогает самкам обмануть незваных кавалеров и избежать нежелательного секса. В процессе наблюдений исследователи подходили к «мертвым» самкам, и в таких случаях они сразу же «оживали» и улетали. Это дало авторам исследования понять, что, притворяясь мертвыми, стрекозы остаются начеку и в полной мере чувствуют и осознают, что происходит вокруг.

Исследователи также заметили, что в случае, когда самка не имитировала смерть, приближающийся к ней самец добивался своего, притом в 100% случаев.

Ранее подобный специфический «защитный механизм» специалисты наблюдали лишь у 5 различных видов живых существ, включая пауков и богомолов, поэтому поведение стрекоз является не уникальным, но весьма редким явлением, представляющим собой огромный интерес для исследователей.