Ученые разгадали тайну Большого белого пятна на Сатурне

Гигантское белое пятно в атмосфере Сатурна ученые наблюдают с периодичностью в 30 лет, но до последнего времени не могли найти причину его возникновения.

Так называемое Большое белое пятно протяженностью свыше десяти тысяч километров описывали астрономы, начиная с XIX века. Естественно наблюдать его можно было при помощи даже самых простых телескопов того времени.

Теперь же ученым удалось исследовать пятно посредством автоматической межпланетной станцией Cassini, которая более десяти лет находится на орбите Сатурна.

Исследовав состав атмосферы в районе белых пятен, специалисты при помощи компьютерного моделирования воссоздали атмосферу планеты.

Выяснилось, что верхние слои заполнены водородом и гелием, и соответственно мешают подняться водяным парам наверх атмосферы. Со временем водяной пар охлаждается и становится тяжелее, а водород и гелий разогреваются, что приводит высвобождению энергии и мощным штормам, которые происходят раз в 60 лет в каждом из полушарий далекой планеты. Поэтому ученые и видят его с Земли один раз в тридцатилетний период.

Более подробно с выводами планетологов можно познакомиться в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.