Ученые составили карту будущих природных катастроф в России

Экологи из России просчитали, как поменяется ландшафт и свойства экосистем в европейской части РФ под действием глобального потепления, а также выделили зоны, где наиболее вероятно развитие различных природных катастроф. Об этом говорится в статье ученых, которая была опубликована журналом Ecological Modelling.

«В рамках одного ландшафта существует три в равной степени устойчивых состояния растительного покрова с различными схемами саморегулирования. Во влажные и теплые климатические периоды болота активно наступают на лес, приводя к локальным катастрофам. Возможность зарастания лесом лугов в существенной степени определяется локальными условиями увлажнения и инсоляции, определяемыми рельефом», – цитирует агентство «РИА Новости» слова Юрия Пузаченко из Института проблем экологии и эволюции РАН.

Изменение климата и глобальное потепление приводят к резким изменениям в работе экосистем и в том, как выглядят разные уголки Земли, при этом нередко вызывая катастрофы локального или даже регионального характера, к примеру, массовые потопы, пожары и прочие стихийные бедствия. Обычно подобные переходы происходят очень резко, из-за чего предсказания того, когда и что именно произойдет, имеет для ученых огромную ценность.

Как передает пресс-служба Российского научного фонда, Юрий Пузаченко вместе с коллегами разработал климатическую модель, позволяющую определять на карте европейской части России наиболее уязвимые регионы. В качестве основы для предсказаний используются фото и данные с климатических спутников.

Данные с спектрорадиометра MODIS, который установлен на борту климатических спутников НАСА Terra и Aqua, и данные с наземных станций слежения, авторам статьи помогли ученым впервые проследить за тем, как леса России управляют своим собственным климатом, и оценить границы, в которых работает эта саморегуляция.

Как выяснилось, болота, луга и леса совершенно по-разному реагируют на солнечный свет и тепло, и по-разному испаряют воду, благодаря чему глобальное потепление влияет на их рост и развитие разными путями. По словам климатологов, понимание того, как и почему это происходит, очень важно для предсказания последствий изменения климата.

Как пояснили ученые, лес при повышении температуры выше определенной точки превращается в степь в следствие серии массовых пожаров. Также он может стать болотом, если уровень осадков повышается выше критической отметки. А луга могут стать лесом, когда воды в их почве начинает хватать для роста деревьев.

По мнению климатологов, многие подобные катастрофы можно предотвратить, если удержать луг, лес или болото от пересечения «критической» точки. И делать это гораздо проще, чем ликвидировать последствия катаклизма. Модель, составленная командой ученых, возглавляемой Пузаченко, поможет экологам лучше понять, где нужно проводить «превентивные» меры.