Ученые выяснили, на каком расстоянии сверхновая убьет жизнь на Земле

Зарубежные астрономы совместно с коллегами из России выяснили, что сверхновые, расположенные на расстоянии в пятьдесят световых лет от Земли, могут вызвать массовые вымирания животных. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal.

«До недавнего времени наши коллеги считали, что «радиус поражения» сверхновых составляет около 25 световых лет. Мы считаем, что они не учли ряд факторов и что на самом деле он приближается к примерно 50 световым годам», - пояснил Адриан Мелотт из университета Канзаса в Лоуренсе – «Мы провели эти расчеты, потому что недавно выяснилось, что ближайшие к Земле останки сверхновых на самом деле расположены в два раза ближе, чем мы думали ранее».

В 2016 году ученым удалось найти первые однозначные следы того, что в далеком прошлом поверхность Земли и ее планет-соседок бомбардировалась лучами относительно близких к нам сверхновых. Благодаря спутнику ACE следы таких вспышек были найдены в космосе, на дне земных океанов и даже в образцах пород, взятых в ходе экспедиций программы «Аполлон».

Сначала астрономы считали, что взрывы звезд произошли на расстоянии в 300-600 световых лет от Земли. Адриан Мелотт с коллегами, в том числе с российским астрофизиком Дмитрием Семикозом из НИЯУ МИФИ (Москва), просчитали год назад их последствия для жизни на нашей планете. Они заключили, что эти всплески звезд не могли уничтожить озоновый слой или атмосферу Земли, однако они заметно ускорили темпы эволюции и вполне могли послужить толчком к рождению человечества.

Команда Мелотта в ходе исследования вынуждена была пересмотреть прогнозы, так как оказалось, что более ранняя сверхновая вспыхнула на расстоянии не 300, а 150 световых лет - в созвездии Тукана или Часов. Такая небольшая дистанция между Землей и умершей звездой заставила исследователей задуматься, могла ли она вызвать массовое вымирание животных на нашей планете.

Компьютерная модель сверхновой второго типа, помогла команде Мелотт рассчитать ту долю ультрафиолета, которая должна была достигнуть нашей планеты, и узнать, смогли бы эти лучи «пробить» озоновый щит Земли и нижние слои атмосферы.

Расчеты показали, что сокращение расстояния между сверхновой и планетой всего в 2 раза должно было в сотни, а то десятки тысяч раз увеличить число космических лучей высокой энергии, которые достигнут нижних слоев атмосферы, но практически не повлиять на то, как на нее воздействуют рентген и ультрафиолет.

По словам авторов статьи, подобная «бомбардировка» планеты тяжелыми частицами, должна была не только увеличить скорость накопления мутаций в ДНК животных, но также вызвать микровымирания и даже массовые пожары из-за молний, которые порождают космические лучи, достигшие нижних слоев атмосферы. Из-за этого на 25% снизится плотность озонового слоя на десятки тысяч лет, а это близко к уровню уничтожения всей жизни на Земле, но не достигает ее.

Необычно высокая сила действия на атмосвефу космических лучей, как считают ученые, говорит о том, что «радиус поражения» сверхновых значительно больше, чем считалось ранее. Вспышки сверхновых, по мнению Мелотта, должны уничтожить жизнь в радиусе не 10 - 25 световых лет, как считалось ранее, а 50 световых лет.