Ученые обнаружили гены, определяющие форму носа у человека

Ученые-генетики из Великобритании выяснили, что форму носа определяют четыре гена, а форму подбородка - всего лишь один.

Как отметил специалист университетского колледжа Лондона Андрес Руиз-Линарес, у биологов давно появилось представление о том, что форма носа человека может рассказать о среде, в которой эволюционировали его предки. Так, узкий нос европейцев указывает на холодный и сухой климат, в котором жили предки современных жителей Европы.

Чтобы разобраться в этом вопросе, Руиз-Линарес и его коллеги провели эксперимент, в котором участвовали шесть тысяч добровольцев из стран Латинской Америки.

Участники эксперимента, который проводился в несколько этапов, были представителями всех рас и этнических групп. На первом этапе эксперты измерили 14 основных анатомических черт носа и всего лица испытуемых. После этого они сопоставили различия в структуре ДНК у обладателей разных носов.

В итоге ученым удалось выделить пять генов, повлиявших на форму носа и подбородка. Это гены EDAR, PAX1, DCHS2, RUNX2 и GLI3.

Первый из них определяет длину подбородка, а четыре остальных отвечают за длину, ширину и другие параметры носа. В частности, структура гена PAX1 определяет положение основания носа, DCHS2 – остроту кончика носа, RUNX2 – ширину переносицы, а GLI3 – ширину ноздрей.

Примечательно, что структура трех генов – GLI3, DCHS2 и RUNX2 отличается от того, как были устроены эти же гены у древних людей. Ученые предполагают, что у неандертальцев была совершенно другая форма носа, нежели у современных людей.

Как сказал Руиз-Линарес, дальнейшее изучение этих генов поможет понять, как менялся облик носа по мере эволюции человека.