Ученые выяснили, как у позвоночных появилось «лицо»

Французские и шведские ученые, исследовав окаменелые останки древних рыб, выяснили, как у позвоночных в течение эволюции появилось то, что мы называем лицом.

Был изучен череп панцирной рыбы ромундины, возраст которой оценивается учеными в 415 миллионов лет. Останки ее были найдены на севере Канады, в настоящее время находятся в Национальном французском музее естественной истории.

Череп этой рыбы имеет строение, характерное для челюстных животных, то есть это был промежуточный этап при переходе от бесчелюстных к челюстным. Последние животные возникли в результате эволюционных изменений бесчелюстных. Тогда ткани лица вывернулись наружу.

Заметим, ткани бесчелюстных растут по обе стороны от мозга, образуя одну «ноздрю» и верхнюю губу. А у челюстных ткани растут как бы «из-под мозга», образуя 2 ноздри.

До сих пор механизм этой трансформации был не изучен. Группа ученых под руководством Дюпре решила воспользоваться помощью синхротронного излучения. Было реконструировано положение мягких тканей. Исследование и показало, как именно проходил переход от бесчелюстных к челюстным животным.