Дорогой «Платон»: Почему дальнобойщики вышли на протест

Image 16+
15 ноября в России заработала система взимания платы с большегрузов за проезд по дорогам. Под ее действие попадают грузовики весом от 12 тонн и больше.

Проект «Платон» получил название от словосочетания – «плати за тонну». Но по словам гендиректора компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александра Советникова, это название «ассоциируется м мудростью и справедливостью», что, должно быть, немаловажно для водителей фур.

Впервые о «Платоне» стало известно в сентябре 2014 года. Изначально предполагалось, что разработкой, созданием и тестированием системы будет заниматься какая-нибудь иностранная компания, ранее уже работавшая с такими проектами. Но тут в процесс вмешался глава Ростеха Сергей Чемезов, заявивший, что грузоперевозки имеют прямое отношение к «национальной безопасности», поэтому никаких иностранных компаний быть не должно. Премьер-министру Дмитрию Медведеву доводы его друга показались разумными, и спустя некоторое время всем объявили, что разрабатывать систему сбора денег с дальнобойщиков будет «дочка» Ростеха. Прошло еще несколько месяцев, и эта сама «дочка» продалась сыну известного российского олигарха и друга Владимира Путина Аркадия Ротенберга – Игорю Ротенбергу.

Таким образом, государственный проект внезапно обрел частного собственника, которому теперь полагается доход в размере 11 млрд рублей ежегодно, и их будут брать из денег, собранных с российских дальнобойщиков.

И даже это было бы не страшно, если бы Игорь Ротенберг действительно вложился в разработку системы. Но проблема в том, что проект стоимостью 29 млрд рублей профинансировало само государство, дав компании Ротенберга-младшего кредит на 27 млрд рублей.

«Эту прибыль он заработает, не вложив ни копейки собственных денег, с помощью кредита, полученного от Центрального банка по льготной ставке, и получив это право без конкурса с помощью лоббизма Чемезова», - прокомментировали ситуацию в организации «Открытая Россия».

Дальнобойщики в этом вопросе оказались куда лаконичнее – «Все платят Синьору Помидору, потому что овощи».

Впрочем, тот факт, что 11 млрд рублей из карманов водителей перекочует в карман сына олигарха волнует далеко не всех. Большинство озабочено тем, чтобы не платить за дороги вообще.

Система запустилась во всех регионах, и тут же спровоцировала массовые забастовки дальнобойщиков, которые отказываются работать «по европейским стандартам». Именно на Европу и ее порядки кивают все, кто имеет хоть какое-то отношение к «Платону» - дескать, по всему Евросоюзу фуры платят за дорогу больше остальных, потому что больше остальных ее разрушают.

Но на российских дальнобойщиков такие аргументы не действуют – платить за наши дороги они не готовы.

Изначально предполагалось, что с водителей будут взимать по 3,73 за километр дороги, но после того как дальнобойщики пригрозили страйками, правительство пошло на уступки и согласилось начать с 1,52 за километр, а с 1 марта поднять цену до 3,06 рубля.

Впрочем, водители все равно остались недовольны, и начали проводить небольшие забастовки, но практически во всех городах России. Тем не менее, запуск «Платона» состоялся, и с 15 ноября каждая фура в России должна выезжать на дорогу только при условии, что ее маршрут оплачен.

И вот с этим у компаний и их водителей начались серьезные проблемы. Суть системы «Платон» заключается в том, что водитель прокладывает через нее маршрут еще до выезда из гаража, затем оплачивает его, а потом отправляется в дорогу. Чтобы дальнобойщики не хитрили, и не пытались ехать по другим дорогам, их обязали установить на машину специальный маячок, который будет фиксировать передвижение фуры, записывая маршрут на карту. Если фактическая карта не совпадет с той, которая была оплачена через систему – и водителя, и его компанию ждет штраф. Кстати, здесь следует уточнить, что штрафы просто огромные – 5 тыс. рублей для дальнобойщика, 40 тыс. рублей с индивидуального предпринимателя и 450 тыс. рублей с компании. При повторном нарушении штрафы удваиваются. Чтобы как-то задобрить взбунтовавшихся перевозчиков, правительство согласилось отсрочить выплату штрафов до 1 марта, но сказать – не сделать, и с 15 ноября некоторым компаниям уже начали приходить квитанции на оплату штрафа за проезд без разрешения.

«Штрафы бешеные. Я не знаю, откуда такие цифры взялись», - комментирует ситуацию водитель-предприниматель из Ростова-на-Дону Владимир Ивченко.

Впрочем, это далеко не все, что задело российских дальнобойщиков. По их словам, система попросту не работает. На момент запуска в ней сумела зарегистрироваться только каждая пятая машина. Согласно протоколу, процесс регистрации полностью автоматизирован и должен занимать не больше пары дней. Все, что требуется от водителя, это скан документов на машину, своего паспорта, а также еще пары-тройки бумаг, имеющих отношение к ИП или компании, владеющей фурой. Их можно выслать службе поддержки, которая обязана ответить на протяжении 3-5 дней, после чего машина появляется в базе, и водитель может начинать строить маршруты. На деле ждать ответа от службы поддержки можно неделями, поэтому многие сдаются, собирают необходимые документы и едут в ближайшие офисы «ТР-Инвест».

Проложить маршрут тоже не так просто.

«Система плохо работает, она не доделана и ведет себя так, как удобно ей, а не так, как нам надо ехать. Мне нужно, например, по одному маршруту свернуть в какую-нибудь деревню, а «Платон» меня ведет совершенно по-другой дороге. И свернуть нельзя — мне штраф придет. Теперь водителям приходится ехать только по маршруту, который показывает система — как следствие, мы начали жечь много лишнего топлива. А недавно водитель ехал по маршруту Москва — Воронеж, и вообще не смог дорогу оплатить, потому что система по пути не работала. Но ждем теперь, когда штраф придет.

А плюс ко всему, этот «Платон» мало того, что деньги собирает, так еще и наши машины ведет исключительно по платным маршрутам. Сейчас у меня будет ехать груз из Нижнего Новгорода на Кубань, есть прямая дорога через Арзамас, а «Платон» ведет через Москву — это лишние двести километров плюс все платные участки дорог соберем. Заказчики в шоке, не только перевозчики. Если будут бастовать дальше, я тоже выгоню свои машины, пусть они едут, проведут хоть десять дней на забастовке. Все это обсуждается на форумах сейчас
», - жалеется В., владелец компании-перевозчика, попросившая не называть ее имя.

Кстати, желание «Платона» отправить водителей на платные дороги – весьма распространенная жалоба.
Когда же дело доходит до оплаты, у дальнобойщиков начинает сводить зубы – система просто отказывается работать. Иногда она не снимает деньги, и водителю приходится сидеть с телефоном в руках и грузом в машине, ожидая, пока все «развиснет», и можно будет отправиться в дорогу.

Иногда «Платон» снимает сумму, в несколько раз большую, чем нужно. Иногда он принимает оплату, а затем начинает проводить ее по несколько раз – в таком случае вернуть деньги очень непросто.

Дальнобойщиков не утешает даже тот факт, что платить нужно меньше, чем, например, в Германии. Во-первых, наши дороги тоже не идут ни в какое сравнение с Германией, а во-вторых – у «Платона» нет никакого законного права взымать деньги с фур, и это уже начинают понимать в компаниях.

«Проблема еще в том, что у «Платона» нет никакого договора, на основании которого мы должны ему платить. Даже на их сайте нет этого договора (а сайт еще и висит постоянно). Нам налоговая в затраты это не поставит, и не понятно, как расходы через бухгалтерию проводить.

Вся страна сейчас бастует, посмотрим, что будет дальше. Вряд ли «Платон», конечно, отменят — привыкнут все. Только мы цены повысим. Все достаточно просто считается: примерно на 5–10 процентов вырастет все, что мы возим
», - поясняет руководитель транспортной компании «Звено» Павел Назукин.

«Конечно, я против. Вводится система «Платон», а об этом нигде ни слова — ни один канал толком ничего не сказал. И сразу нереальная плата, а у меня — и, таких как я, миллион — кредиты», - жалеется дальнобойщик и индивидуальный предприниматель из Тверской области Сергей Фокин.

Правда, у министра транспорта Максима Соколова несколько другой взгляд на ситуацию: «Это решение было в соответствии с федеральным законом, который был принят Госдумой еще в 2011 году. Но как всегда у нас снег выпадает неожиданно, так и здесь получилось, что многие из частных, в основном, автоперевозчиков сейчас пытаются каким-то образом повлиять на давно уже принятые и фактически реализованные решения», - возмущается глава ведомства.

ЗАБАСТОВКА


В умении организовываться дальнобойщикам не откажешь – «Платон» еще не успел запуститься, а в 70 городах уже прошли акции протестов против взимания платы с фур.

В самых крупных счет шел на сотни большегрузов. Основной метод протеста – «улитка». Фуры выстраиваются в ряд, перекрывая всю дорогу, и начинают двигаться, но со скоростью до 10 км в час. За час такого движения позади собирается огромная пробка, разруливать которую можно полдня.

Самые первые протесты позволили дальнобойщикам добиться сокращения платы за километры до 1,52, а также отсрочки штрафов до марта 2016 года. Проблема в том, что дальнобойщики недовольны не размером нового налога, а самим фактом его существования. Многие утверждают, что будут протестовать до тех пор, пока «Платон» не закроют. Некоторые не так радикальны, и требуют довести систему до ума, снизить плату за километры и отремонтировать дороги. Правда, в современных реалиях больше шансов на победу все же у тех, кто хочет прикрыть «Платон».

Справиться с дальнобойщиками куда сложнее, чем с обычными протестующими. Власти понимают, что массовые посадки могут только обострить ситуацию, но как реагировать на недовольство двухмиллионной армии водителей не знают.

«Мы не склонны драматизировать ситуацию. Если есть какие-то шероховатости, то, безусловно, это будет исправляться. Но, конечно, информацию получаем, следим, в том числе из сообщений СМИ. Вмешиваться не собираемся, потому что это вопрос правительства», - беспредметно комментирует забастовки пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Евгений Федоров, депутат Госдумы от партии «Единая Россия», и вовсе увидел в протестах «американский след», назвав дальнобоев «нацпредателями» и «пятой колонной», которая, «по задумке США», собирается «ликвидировать российскую государственность».

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области, решил напомнить водителям фур, что «дорога – слишком дорогое удовольствие», чтобы относиться к нему так легкомысленно.

Впрочем, у водителей еще есть союзники – сейчас это ЛДПР и КПРФ. Обе партии считают, что «Платон» нужно ликвидировать, а не накалять им обстановку внутри России.

Кроме того, депутатов интересует механизм освоения денег – они не совсем понимают, куда будут уходить те 40-50 млрд рублей, которые владельцы «Платона» обещают собрать с дальнобойщиков.

«Вводят новый налог и по-прежнему непонятно, куда пойдут эти средства. Наша партия будет добиваться отмены этого налога, так как это несвоевременная и неоправданная нагрузка на перевозчиков», - возмущается заместитель главы комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов.

ИНФЛЯЦИЯ И ПУСТЫЕ ПОЛКИ

Предсказать, как дальше будет развиваться конфликт между дальнобойщиками, сыном олигарха и правительством – нельзя. С одной стороны, вероятность того, что власти согласятся заморозить проект, на который было потрачено 29 млрд рублей – близка к нулю. Столько же шансов на то, что юный и успешный Игорь Ротенберг, планировавший получать по 11 млрд рублей чистого дохода, одумается и решит не нагнетать ситуацию.

Остается оценить настроения дальнобойщиков, оказавшихся в безвыходном положении.

Многие из них утверждают, что будут бастовать до тех пор, пока в правительстве не начнут идти на уступки. При этом и водители, и компании-перевозчики пугают надвигающимся товарным коллапсом, который ввергнет страну в хаос.

«В результате того, что бездумно вводится этот дурацкий налог, уже на 9% сократилась загрузка торговых сетей. Если еще на 9% сократится, то полки начнут пустеть, а ситуация может приобрести просто удручающий вид. А на фоне того, что происходит в мире, на фоне терроризма и санкций, это будет внутренний коллапс, который никому не нужен в нынешних условиях», - соглашается с ними глава КПРФ Геннадий Зюганов.

Свои доводы лидер коммунистов строит на реальных цифрах – с начала забастовки магазины недополучили около 10% от заказанного объема товаров. Если дальнобойщики не начнут работать в нормальном режиме, ситуация будет ухудшаться, а к Новому Году и вовсе обретет черты катастрофы.

Второй аспект – инфляция. Многим кажется, что плата за километры для дальнобойщиков – это проблема самих дальнобойщиков. На самом деле это не так. Ни водители, ни компании-владельцы не будут платить за проезд по дороге со своего кармана. Этот налог ляжет на плечи или получателей, или отправителей груза – тут уж как кому повезет.

А если за дороги будут платить владельцы товара, то деньги они будут брать с прибыли от продажи этого самого товара. А чтобы доход не падал, цену на него просто поднимут.

При этом дальнобойщики утверждают, что речь идет о 10-15% наценке, а правительство настаивает на 1%, и даже приводит свои расчеты на примере с молоком. Дескать, перевозка 20 тысяч пакетов с молоком 20-тонной фурой на 100 километров обойдется в 3730 рублей, а это по 2 копейки на пакет молока, что звучит не так уж и страшно.

У дальнобоев своя математика. К примеру, все тот же предприниматель с Ростова-на-Дону, владеющий одной единственной фурой, уже подсчитал, что за год он наезжает 100 тыс. км, за что ему придется заплатить 150 тыс. рублей (и это без учета того, что в марте стоимость 1 километра вырастет вдвое).

«Такие деньги я должен брать у хозяина груза, правильно?», - спрашивает он у журналистов, поинтересовавшихся его расходами.

Если же представить, что дальнобойщикам так и не удастся добиться отмены налога или хотя бы его существенного снижения, то уже через год с рынка перевозок начнут уходить малые и средние предприниматели. Нагрузка на большие компании вырастет, но отсутствие конкуренции позволит им поднимать цены. Поэтому, не исключено, что в следующем году уровень инфляции будет определять не только курс рубля, стоимость нефти и продуктовое эмбарго, но и количество фур на дорогах.
Не забудьте добавить «INFORMING» в источники новостей
Добавить сайт «INFORMING» в мои источники Яндекс.Новости
Добавить сайт «INFORMING» в мои источники Google.News
Поделитесь новостью со своими друзьями!