Украина явила миру авиационное чудо

Image 16+

Правительство Украины утвердило Государственную целевую научно-техническую программу развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы.

Авторы программы ставят такие цели:

  • сохранить 50 тысяч рабочих мест и создать 6000 новых за десять лет;
  • наладить серийный выпуск самолетов, авиационных двигателей и другой авиатехники;
  • разработать новые грузовые самолеты, украинский вертолет, беспилотники гражданского назначения и модернизировать  пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты, авиатренажеры;
  • довести к 2030 году объем реализованной продукции до десяти миллиардов долларов;
  • разработать новые авиадвигатели;
  • начать международные проекты разработки и производства самолетов Ан с иностранными партнерами, увеличить объем экспорта авиатехники и услуг до 5,5-7,5 миллиарда долларов за период 2021-2030 годов.

Но сможет ли усилить Украина развитие своей авиапромышленности?

Заметим, что  предыдущую программу развития авиапрома Украины, которая была принята в 2008-м, профинансировали на 40%.

Ранее действовала Государственная комплексная программа развития авиационной промышленности Украины на период до 2010 года. Под более ранние программы давались масштабные льготы. 

Все это время украинская авиационная промышленность деградировала. До 2014 года стабильно работали лишь компании Мотор Сич и  Антонов.

Но при этом стабильность работы компании Мотор Сич была связана с поставкой двигателей для российской авиационной промышленности. А программы Ан-70 и Ан-148 реализовывались в кооперации с российскими предприятиями и в немалой степени за российские деньги  и с ориентиром на российский  рынок. Это позволило избежать развала украинского авиастроения.

В 2013 году Россия предлагала Киеву загрузку ее авиастроительных и судостроительных предприятий в обмен за отказ от подписания экономической части Соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

Речь шла о продолжении закупок Россией двигателей на Мотор Сич, выпуске Ан-148 в Воронеже по лицензии компании Антонов и с некоторыми украинскими комплектующими, а также в Украине с российскими комплектующими, выпуске грузового Ан-70 в обеих странах. Россия более чем наполовину профинансировала проект, а доля российских комплектующих в самолете превышала 50%. В 2013 году Россия и Украина договорились и о восстановлении производства Ан-124 Руслан. В 2014 году Порошенко наложил запрет на военно-техническое сотрудничество с Россией.

В итоге  сборка самолетов в Украине прекратилась в июне 2015 года. Сейчас в стране нет замкнутого цикла их производства.

Зато в стране разрабатываются все новые и новые модели, а также говорится о скором восстановлении производства самолетов до выпуска десятков штук ежегодно. Находясь в США, Зеленский заявил, что Украина производит самолеты, вертолеты, танки и военно-морской флот. 

Добиться результатов в авиастроении Украина планирует благодаря финансированию программы на 1,3 миллиарда долларов, из которых 700 миллионов будут выделены из бюджета, а еще 600 — дадут предприятия. Но 600 придется занять, так как своих денег у предприятий нет.

Однако в программе ничего не сказано, как именно Украина собирается решать вопрос зависимости своего авиапрома от импортных комплектующих, пишет ria.ru .

Если речь идет о  закупке западных комплектующих, то опыт с попыткой переделки под них Ан-70 показал, что самолет становится неконкурентным. Есть еще одна проблема -  исход рабочих и инженерных кадров с заводов. В программе ничего не сказано о том, кто будет воплощать все задуманное.

В этой связи напрашивается мысль о том, что цель программы — получить  финансирование.  Тем более что президенту страны нравятся сказки об украинских самолетах. Едва ли кто-то будет беспокоиться о результатах программы через десять лет, когда в Украине может не остаться даже воспоминаний об авиапроме.

Информационное агентство «Informing»

Не забудьте добавить «INFORMING» в источники новостей
Добавить сайт «INFORMING» в мои источники Яндекс.Новости
Добавить сайт «INFORMING» в мои источники Google.News
Поделитесь новостью со своими друзьями!